Семинар собрал членов рабочей группы по внедрению дистанционного образования. Обсудив аспекты внедрения дистанционных технологий с профессионалами, члены рабочей группы представят опыт для более широкой аудитории, пообещал открывший семинар заведующий отделом информационного обеспечения и мониторинга управления образования Дмитрий Лавров. Татьяна Спирина, старший преподаватель кафедры «Информатика и защита информации» ВлГУ, координатор по внедрению дистанционного образования в 17 лицее и 31 школе рассказала, что существуют 2 модели по внедрению дистанционного образовании: централизованная и децентрализованная. «Какая система наиболее живучая, какая более эффективная, - решить можно только опытным путем и эта задача для нас с вами», - подчеркнула Спирина. На сайте лицея №17 есть страница, где ведется дистанционное обучение. Учителя создают курсы в системе MOODLE и потом записывают пользователей на курс. «MOODLE распространяется свободно, имеет массу преимуществ и возможностей в целях дистанционного обучения», отметил системный администратор Лицея №17 Илья Щавлев. С помощью этой программы педагоги лицея разработали несколько курсов: в частности, учитель начальных классов Ольга Кавелина разработала курс для организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы. 8 учеников 2 класса благодаря курсу стали «Знайками на уроке». В дальнейшем Ольга планирует преподавать с помощью дистанционных технологий этикет в школе. Светлана Васильева, учитель ИЗО проработала курс «Искусство» для учеников 8 класса, а учитель истории Светлана Гудинова с помощью дистанционных технологий готовит старшеклассников к успешной сдаче ЕГЭ. И та и другая говорят, что за дистанционными технологиями будущее, хотя требует от ребенка большей самостоятельности и ответственности. «Урок длится 40 минут, а тут время освоения материала зависит от усидчивости и внимательности ученика. Это его выбор. Но в целом дает возможность преподнести больше глубокой информации, больше общаться с учителем, задавая вопросы без оглядки на реакцию класса», подчеркивают педагоги, хотя и отмечают, что ничто не заменит живое общение, и даже индивидуальный подход дистанционного образования можно свести к формализму. «Сейчас в интернете много материалов по истории, рефератов, книг и ученики, зачастую просто копируют нужный абзац и ставят его в графу ответа, не осмысливая, не пропуская через себя. Поэтому мы приходим к тому, чтобы ученик выполнил задание письменно, потом сфотографировал или отсканировал и отослал по почте педагогу» - отметила Светлана Гудинова. Из минусов дистанционного образования для детей - отсутствие реального общения и отсутствие устной практики. Для педагогов - очень большие временные затраты по подбору материалов. Нивелировать эти недостатки дистанционного образования пытаются в 31 школе. Пройдя обучение, освоив огромное количество материалов по электронным технологиям, применяемым в дистанционке, педагоги стали настоящими мастерами своего дела и даже разработали курс для педагогов по внедрению дистанционного обучения в школе. Кстати этот курс удерживает 2 место в рейтинге участников Всероссийского конкурса «Команда2Команда». И размещен на сайте школыhttp://edu.vschool31.ru/В помощь разработчикам учебных курсов Преподаватель 31 школу Ольга Куликова, разрабатывая уроки для талантливых детишек начальной школы, использовала инструменты не только MOODLE, но и google, Flash, JAVA скрипты и инструменты форума, - все, чтобы сделать обучение увлекательным. Есть здесь и дерево предсказании и доска почета для самых активных посетителей урока, а чтобы дети не чувствовали себя одинокими в виртуальном пространстве, здесь предусмотрен чат и форум, чтобы можно было общаться не только с учителем, но и одноклассниками. Татьяна Ильина, учитель истории СОШ №31, рассказала как использовать тестовую систему при проверке знаний старшеклассников. Инструменты MOODLE, на ее взгляд, не только разнообразны по форме и содержанию (в тесты можно включить видеовопрос, дать возможность поразмышлять самому или предоставить выбор из нескольких вариантов ответов), но и значительно сокращает трудозатраты на проверку работ, ведь электронный тест результаты выдает автоматически, следовательно, можно больше времени посвятить проработке материала и подготовке заданий. Очень интересно бывает на уроках химии Светланы Суслиной, ведь там современные электронные технологии позволяют безопасно для здоровья окружающих провести самые разнообразные опыты с химическими реагентами. Это обеспечивает наглядность химических процессов, не требуя никаких затрат. Между тем вопрос финансового стимулирования самих педагогов, занимающихся дистанционным образованием, пока остается сложным. Проработка дистанционных курсов дело новое, а к тому же чрезвычайно сложное и кропливое, и трудовые затраты педагога на каждого ученника-дистанционника несопоставимо выше затрат на обучение в классно-урочной системе. Потому качественное использование инструментов дистанционного образования пока остается делом энтузиастов. План семинара по ДО.doc